Основные аспекты организации бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии

Основные аспекты организации бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии

Основные аспекты организации бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии

Основные аспекты организации бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии

Одним из важнейших видов ресурсов предприятий, который позволяет им эффективно функционировать, является интеллектуальный капитал. Он, на уровне предприятия, трансформируется в нематериальные активы и является специфическим видом его основного капитала, учетные операции с которым необходимо должным образом организовать и контролировать.

Несмотря на то, что в системе управления нематериальными активами предприятия задействованы различные его подразделения, то для надлежащей организации учетного процесса деятельность этих структурных единиц необходимо соответствующим образом регулировать и координировать.

С этой целью на предприятии необходимо:

— Образовать экспертную комиссию предприятия по управлению нематериальными активами и определить ее функции. К этим функциям могут относиться: рассмотрение документации и принятия решения о зачислении на баланс в состав нематериальных активов приобретенных или созданных объектов; обоснование решения относительно сроков их использования и метода амортизации; предоставление предложений относительно целесообразности переоценки, ликвидации или продажи, инвентаризации нематериальных активов и др.;

— Обеспечить достоверное формирование первоначальной стоимости нематериальных активов на счете 15 «Капитальные инвестиции». С этой целью в субсчета 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов» необходимо, прежде всего, разработать детальную классификацию и кодирование статей аналитического учета капитальных инвестиций на приобретение и самостоятельное создание нематериальных активов и предусмотреть четкий порядок открытия аналитических счетов для накопления инвестиционных расходов, как составляющих первоначальной стоимости объектов нематериальных активов;

Читайте статью  Автономная энергетика — путь к экономии

— Установить порядок зачисления на баланс нематериальных активов. В этом контексте необходимо предусмотреть порядок использования типовых форм первичного учета о объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, разработать и утвердить дополнительные формы документов, которые будут служить основанием для зачисления на баланс нематериальных активов и установить порядок их заполнения;
— Определить формы учетных регистров и порядок присвоения регистрационных (инвентарных) номеров учетной объектам нематериальных активов. С этой целью целесообразно предусмотреть использование специальных описаний инвентарных (регистрационных) карт и описаний регистрационных (инвентарных) номеров нематериальных активов;

— Разработать, утвердить и использовать на предприятии формы первичных документов для оформления результатов начисления амортизации, дооценки, скидки и других операций с нематериальными активами, для которых не предусмотрены типовые формы документов;

Основные аспекты организации бухгалтерского учета

— Выбрать форму учета (журнальную, компьютерную и т.д.), предусмотрев учетные регистры для системного аналитического и синтетического учета нематериальных активов и обеспечения формирования отчетной и аналитической информации для внутренних и внешних пользователей;
— Назначить ответственных за использование и обеспечить надежное хранение документации на право использования нематериальных активов, в частности патентов, лицензионных договоров, лицензий, чертежей, компьютерных программ и др.;

Читайте статью  Какой вид бизнеса в России самый лучший?

— Определить формы учетных регистров (описаний) и порядок осуществления оперативного учета и контроля использования нематериальных активов в подразделениях предприятиях;

— Обеспечить систематическое проведение и отражение в учете ре¬зультатив инвентаризаций нематериальных активов. Для этого необходимо разработать соответствующие методики о порядке проведения и оформления инвентаризационных документов, назначать рабочие инвентаризационные комиссии и обеспечить их работу, своевременно рассматривать результаты инвентаризации и тому подобное;

— В случаях возникновения у предприятия обязательств по уплате роялти юридическим лицам или гражданам, необходимо предусмотреть критерии (показатели, формулы и т.п.), порядок их начисления, документального оформления, учета затрат, сроки оплаты, налогообложения, контроля платежей и тому подобное. Аналогично, при наличии условий получения доходов в виде роялти, следует предусмотреть порядок взаимодействия с лицензиатом, аналитического и синтетического учета и контроля получения средств;

Итак, надлежащая организация бухгалтерского учета операций с нематериальными активами является важной предпосылкой обеспечения действенного контроля эффективного использования предприятием своих финансовых ресурсов.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *